Новости партнеров
Общество

Белокаменные заброшки

22.03.2024 13:43|ПсковКомментариев: 3

В Пскове небывалое оживление на старинных палатах допетровской эпохи. В одной локации нашелся инвестор, он уже взял объект в аренду и разместит там реставрационные мастерские. В других палатах завершается реставрация с приспособлением под гостевой дом. Третью постройку консервируют - не бог весть что, но и этого уже много, учитывая многолетнюю разруху. Несколько лет назад масштабная реставрация состоялась в музейных палатах за госсчет, а вот успешный частный проект в городе был только один. Совсем скоро это может измениться. Подробности узнала обозреватель Псковской Ленты Новостей Юлия Магера.

 

Шанс

Несколько недель назад псковичи заметили движение во дворе Русиновых. Этот памятник архитектуры, объект культурного наследия федерального значения, расположен на улице Карла Маркса, 10 и включает в свой состав купеческую палату XVII века. Последние несколько лет объект не имел пользователя. Несмотря на табличку на стене «Подлежит государственной охране», защищен он был только словами и уверенно двигался по пути палат на Романовой горке (за администрацией города, между улицами Некрасова и Советской), то есть превращался в руины. Такова судьба многих старинных псковских палат - великолепных образцов архитектуры допетровской Руси. Наиболее древние жилые здания из сохранившихся в Пскове, они молча умирают под открытым небом, каменной пылью по ветру развеиваются эпохи, свидетелями которых стали эти стражи истории.

Появился ли шанс у палаты на Карла Маркса избежать такой судьбы? За выяснением ответа мы обратились к хозяину самых знаковых исторических заброшек в центре Пскова - в Росимущество. В территориальном управлении по Псковской и Новгородской областям Псковской Ленте Новостей сообщили, что 26 января «Три дома Русиновых» (так памятник называется официально) сданы в аренду по результатам аукциона. В ведомстве утверждают, что пользователь нашелся благодаря «Инвестиционному часу» - форме работы с потенциальными инвесторами, которым рассказывают об объектах под приватизацию или аренду. Нынешний арендатор проявил интерес к домам Русиновых в июле прошлого года.

Договор аренды заключен с московской компанией «Архитектурно-реставрационная мастерская Аркада-НТ». В Пскове по заказу Минкульта она выполнила реставрацию церкви Косьмы и Дамиана с Примостья за Троицким мостом, входящей в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В том числе, во время работ была восстановлена утраченная звонница. В конце прошлого года по заказу АНО «Возрождение объектов культурного наследия» предприятие начало аналогичные работы на Стефановском храме Мирожского монастыря - нынешняя его версия построена как раз в XVII веке, то есть церковь является ровесницей двора Русиновых.

Генеральный директор «Аркады» Владимир Белавин в беседе с обозревателем Псковской Ленты Новостей отказался назвать сумму, за которую арендованы «Три дома Русиновых». Опираться можно на документы аукциона. Начальную цену Росимущество устанавливало на отметке почти в 509 тысяч рублей за год, здравым окажется предположение, что плюс-минус эту сумму прописали в итоговом договоре. Заключен он на 10 лет.

«Псковичам понравится»

В «Аркаде» заверяют, что взяли объект для осуществления своей непосредственной деятельности.

«Цель - размещение реставрационных мастерских, - утверждает Владимир Белавин. - Нам необходимо помещение для производства кованых и сварных изделий, для покрасок и позолот. Изготавливая медные шары и кресты, деревянные журавцы, нужно где-то ставить оборудование. Сейчас мы размещаемся непосредственно на объекте, но сложно проводить в кустарных условиях, например, позолоту. Что-то приходится везти из других регионов».

Старинные палаты - не самое очевидное место для обустройства реставрационной мастерской. Однако комплекс, сданный Росимуществом, включает в себя не только объект культурного наследия «Три дома Русиновых». Тут же расположены три других «дома» - гаражи, приспособленные под склад с магазином, проходная, также приспособленная под магазин, и отдельный склад. И здесь уже располагалось аналогичное учреждение - «Реставрационная мастерская». Сейчас компания больше известна как застройщик многоквартирных домов, а в 1946 году ее создали для работ по послевоенному восстановлению Пскова. Любопытно, что первым ее руководителем был Юрий Павлович Спегальский, прославленный реставратор. В своих рисунках он реконструировал облик псковских купеческих палат, считая, что дошедшие до нас каменные объемы - только нижняя часть построек, над которой возвышались деревянные конструкции.

От прежнего арендатора сохранилась табличка.

Кажется, пока что «Аркаду» сложности не пугают, а специфика места компании известна. Романтический подход намерены сочетать с прагматическим.

«Работая с наследием, с духом того времени, гораздо более правильно проводить работу в исторических зданиях, чтобы все изделия для Пскова делались в Пскове псковскими специалистами из псковских материалов, - поясняет свою позицию Владимир Белавин. - Место знаковое для Пскова, на наш взгляд правильно разместить там мастерские».

Сейчас рабочие чистят территорию от мусора и кустарников, тянут электричество, воду и тепло. Все это касается современных построек без охранного статуса. Сложнее с памятниками. Владимир Белавин отрицательно отвечает на вопрос, не получится ли так, что пока в обычных зданиях будут работать мастерские, «Три дома Русиновых» окончательно разрушатся - в частности, одностолпная палата, главный объект комплекса, уже находится в аварийном состоянии. Так не будет, заверяет инвестор. Идет подготовка документов для проведения противоаварийных работ. А потом компания обещает взяться за серьезный проект. Около двух лет займут исследования и согласования, еще столько же понадобится на полноценную реставрацию. Перед этим предстоит определиться с концепцией приспособления, то есть с тем, как использовать палаты. Одна из идей - превратить место в точку притяжения для профессионального сообщества, представить местные мастерские со своими изделиями. Реалистичность реализации замысла покажет финансовый анализ.

«Я думаю, все будет хорошо, псковичам понравится», - оптимистичен Владимир Белавин.

Лед на реке времени

Пока что Псков знает только один пример коммерческого использования старинных купеческих палат - ресторан «Двор Подзноева» на улице Некрасова. О том, с какими сложностями пришлось столкнуться инвестору, мы уже рассказывали в публикации «Голые стены», посвященной трудностям бизнеса в освоении исторических памятников.

Смотрите также
05.11.2021 11:3210 Голые стены

Наиболее емко эти трудности описал арендатор палат Подзноева Николай Загоруй, учредитель «СевЗапИнвеста»: «Когда памятник рушится, никому дела нет, а когда появляется несчастный арендатор, сразу столько ответственных лиц надувают щеки».

 

 

В официальных документах объект все еще фигурирует в качестве руин.

Николай Загоруй рассказывал, что после прохождению кругов бюрократического ада и бодания в судах с Росимуществом, которое не хотело засчитывать в качестве арендной платы средства, истраченные на реставрацию, принял решение следующий подобный объект покупать в собственность. Им стали палаты Трубинских на улице Леона Поземского, примыкающие к шпагатной фабрике - другому объекту, выкупленному «СевЗапИнвестом» (из того же кармана оплачен проект пешеходного моста от шпагатки к Кремлю, строительство которого уже началось). Квартал очередных заброшек на ближнем Запсковье постепенно превращается в привлекательное место, словно в компьютерной игре открывается новая локация.

 

В палатах Трубинских разместится гостевой дом с апартаментами, обустроенными в традиционном псковском стиле. В этом году реставрационные работы должны завершиться, здание уже серьезно преобразилось. В частности, над ними появилась крыша в зеленый ромбик, напоминающая псковские муравленые изразцы.

Однако очередь из желающих связываться с объектами культурного наследия не стоит. Поганкины палаты, палаты у Сокольей башни, Двор Постниковых - недавно все эти объекты пережили большую реставрацию, а последний, имевший среди горожан прозвание «Мешок», и вовсе возродили из руин. Объединяет их (и еще Приказные палаты в Кремле) тот факт, что пользователем всех этих объектов является Псковский музей. Государство нашло в себе финансовые силы на грандиозные вложения.

 

Поганкины палаты, Двор Постниковых, палаты у Сокольей башни после реставрации.

И все-таки бюджетных ресурсов на все не хватает. Хлебным палатам у Гремячей башни досталась только консервация, она должна завершиться этой весной и оставит после себя леса, которые сможет использовать инвестор - если, конечно, таковой найдется.

В Солодежне и в Доме Печенко на улице Гоголя провели противоаварийные работы, то есть поставили заплатки в стиле «мертвому припарка». Да еще заблокировали входы, так что бездомные лишились традиционного места своего обитания.

Архитектор Владимир Шуляковский вспоминает, что в 2013 году организаторы антивыставки «Псковский реестр» договорились со стихийными обитателями Солодежни не мешать друг другу. И что с удивлением спустя несколько дней после открытия услышали, как эти обитатели пересказывают новым посетителям почерпнутую информацию.

Однако силы искусства не хватило для толчка к восстановлению объекта. Не существует пока такой силы и для палат на Романовой горке. Дом Марины Мнишек рассыпается. Пока держатся палаты Меншиковых, но только потому что до 2015 года у них был пользователь, однако «Зеленхоз» со своими цветами и магазином керамики съехал, а новых желающих не нашлось.

 

Палаты на Романовой горке - главная боль Пскова.

«Проще всего было бы сказать: "Куда смотрят правительство и проклятые чиновники?" Но есть объективная реальность, - рассуждает Владимир Шуляковский о причинах невостребованности палат. - Это очень сложные объекты, тяжело для них придумать назначение. Как жилье палаты не годятся. Для концертного или конференц-зала там ужасная акустика. Не под супермаркеты же отдавать? Тяжело с прокладкой инженерных коммуникаций, с соблюдением противопожарных правил, с приспособлением для маломобильных групп. Палаты требуют серьезных затрат, а выхлоп невелик. На большого любителя объекты. Но все-таки лед в последнее время тронулся».

Вот и остается ревнителям старины разве что сидеть на символическом берегу да наблюдать, как лед на реке времени, текущей через белокаменные стены из местного известняка, оставляет незаживающие отметины. И надеяться, что найдется очередной сумасшедший, готовый броситься в эту пучину.

Юлия Магера

Фото Вадима Боченкова

ПЛН в телеграм
 

 
опрос
Какие районы Пскова нуждаются в озеленении?
В опросе приняло участие 228 человек
Лента новостей